От общества потребления к обществу переживаний

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Члены современного общества все чаще прожигают жизнь в поисках «ветряных мельниц». Каждый день нужно с чем-то бороться, кого-нибудь критиковать. Эта модель поведения породила желание быть постоянно на виду, не исчезать с ленты соцсетей. «Общество переживаний» живет своими законами. Они поневоле знакомы каждому из нас.

Были времена, когда в нашей стране активно высмеивали "буржуазные" замашки некоторых слоев населения. Не прошло и двух десятков лет после распада СССР – и «буржуазное потребительство» стало неотъемлемой частью нас самих. «Потребительское общество» представляет собой не столько шопинг и накопление капитала на банковских счетах. Это, прежде всего, моральная основа жизненных мотиваций, философский грунт для фундамента жизненно важных стратегий. Изначально подразумевалось "общество потребления" как "общество благосостояния", где законы общественной жизни базировались на выпуске товаров для широкого потребления. К тому времени, когда наша страна получила возможность пользоваться всеми благами "общества потребления", весь мир уже охладел к этому явлению.

На первых этапах формирования «философии потребления» товар (основа) обладал долгосрочными характеристиками. Некоторые вещи использовались в обиходе не одно поколение. Они переходили по наследству благодаря отменному качеству. Большинство членов общества были задействованы в процессе создания этой потребительской философии.

Основные аспекты потребительского общества:

  • экономическая часть основывалась не в количестве заработанных средств, а в расширении производственных сетей;
  • основная характеристика престижной работы заключалась не в заработке, а в профессиональном самовыражении;
  • семейная пара была ядром общества, дети – его ценностью;
  • равноправие полов обеспечила сексуальная революция;
  • обеспечение досугом каждого члена общества и признание досуга обязательным.

От 80-х к нашему времени

Со временем концепция подверглась коррекции. Доступные товары стали одноразовыми. Вещи перестали ремонтировать, их проще заменить. Понятие «массового потребления» приобрело неразрывную связь с достаточно обеспеченным средним классом. Львиная часть общества окунулась с головой в широкомасштабное приобретение новых вещей. Частая смена вещей стала новым жизненным принципом не только для среднего класса, но и куда менее обеспеченных слоев населения. Малоимущие члены общества разрешали проблему покупок новых вещей путем взятия кредита.

На этом историческом этапе мы перестали быть из Советского Союза. Теперь каждый смог приблизиться к «миру потребительства». Новоявленная прослойка «псевдосреднего класса» не смогла освоить опыта зарубежной культуры потребления. И вскоре наше общество потребления больше стало напоминать "общество переживаний».

Мы изменили ориентиры:

  • Деньги зарабатываются ради денег;
  • Хорошая работа отсутствует;
  • Подмена семьи «гражданским браком»;
  • Доступность секса без каких-либо обязательств;
  • Отсутствие культуры досуга.

Потребление свелось к попытке самовыражения, а не овладения предметом. Человек приобретает новые товары не для того, чтобы улучшить качество своей жизни, а для того, чтобы с помощью этих предметов занять и удержать определенное место в обществе. Запустился нескончаемый цикл замены новых предметов на ещё более новые. Такой человек в обществе испытывает постоянные разочарования приобретенными благами.

Человек всё больше теряет внутренние точки опоры, не понимая себя и смысла своего существования. Плохо усвоенную нами западную «потребительскую культуру» заменила «культура вечного недовольства внутри себя». И встает извечный вопрос: "Что делать?!" Лечить неврозы и психосоматику?

Тем временем на полках витрин появляются не просто вещи, в нашем понимании, а идеологические атрибуты статуса. Вот она суперманипуляция всеобщим сознанием! Владеть во что бы то ни стало статус-символами, без которых невозможно считать себя не то, что достойным человеком, а просто человеком!

Заказать услугу
Оставьте свою заявку, наш менеджер свяжется с Вами и договорится об удобном для Вас времени, а также ответит на любые интересующие вопросы